Модильяни в Музее Ахматовой
В Музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге с 8 октября по 5 ноября пройдет выставка одного рисунка «Modigliani в Фонтанном доме». На карандашном рисунке французский художник изобразил юную поэтессу в стиле ню. Предположительно Модильяни подарил Ахматовой, с которой познакомился в Париже в 1910 году 16 ее портретов, но сохранился лишь один. Директор музея Нина Попова полагает, что поэтесса сама уничтожила остальные работы: «Думаю, рисунки Модильяни Ахматова уничтожила сама, потому что для нее был очень важен тот внешний аналог ее облика, который бы соответствовал ее образу в стихах и портретах... Известно более 120 ее прижизненных портретов. А эти рисунки ню к тридцатым годам не укладывались в систему ее образов, она предала их забвению, уничтожила. Она не хотела, чтобы эти рисунки когда-нибудь видел ее читатель, это ее личная история. И мы не занимаемся комментированием — как и что было на самом деле. Это за пределом публичного обсуждения. Не хотелось бы дешевой и гламурной истории. В какой-то степени это нарушение ее воли, но в контексте художественного творчества мы должны об этом знать, не переходя грань, которую она сама установила».
Помимо карандашного портрета Ахматовой на выставке будет представлен авторизованный машинописный экземпляр эссе поэтессы о Модильяни, которое она написала после выхода в свет французского фильма «Монпарнас,19».
В оформлении экспозиции будут использованы упомянутые Ахматовой в эссе алые розы. Вот что она вспоминает: «Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла. Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. "Не может быть, — они так красиво лежали..."».