Главная / Окружение Модильяни / Друзья

Окружение и друзья Амедео Модильяни

Амедео Модильяни всегда легко сходился с людьми, быстро заводил новых друзей. Он умел слушать, был отзывчив и добр, быстро привязывался и открывал свое сердце. Внутреннее чутье редко подводило: он всегда заводил дружбу с людьми, невероятно близкими ему духовно. Так у него завязались отношения с Оскаром Гилья, Леопольдом Зборовским, Жаном Кокто, Максом Жакобом, Пабло Пикассо и другими.

Пабло Пикассо и Модильяни

Модильяни, Пикассо и Сальмон (1916 год)
Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон

Портрет Пабло Пикассо, 1915 год
Портрет Пабло Пикассо, 1915 год

Модильяни впервые встретил Пикассо, когда в 1906 году приехал в Париж. Их пути часто пересекались во время Первой мировой войны: когда большинство общих друзей ушло на фронт с французской армией, они остались в Париже. Модильяни, хотя и не был французом, как и Пикассо, хотел пойти на фронт, но ему отказали по состоянию здоровья.

Обычным местом встреч Пикассо и Модильяни было кафе «Ротонда» — одно из самых популярных заведений среди богемы. Художники проводили там часы в задушевных беседах. Пикассо восхищался чувством стиля, который был присущ Модильяни, и даже сказал однажды, что Модильяни был чуть ли не единственным его знакомым, знающим толк в моде.

Оба художника были неравнодушны к африканскому искусству, что впоследствии отразилось на их творчестве.

Сценаристы фильма «Модильяни» указывают на якобы сильную конкуренцию между художниками, однако воспоминания друзей это не подтверждают. Пикассо и Модильяни не были лучшими друзьями, однако идея об их соперничестве выдумана для придания контраста сюжетной линии.

Леопольд Зборовский и Модильяни

Амедео Модильяни познакомился со Зборовским в непростое время. Шел 1916 год, война, и мало кто покупал картины даже известных художников. Никому не было дела до молодых талантов, Модильяни ничего не зарабатывал и практически голодал.

Польский поэт Леопольд Зборовский проникся творчеством Модильяни сразу же, когда впервые увидел картины. Они стали близкими друзьями. Зборовский настолько поверил в большое будущее Модильяни, что поклялся во что бы то ни стало сделать его знаменитым художником. Выделив в своем доме самую большую комнату под мастерскую для художника, он мотался без устали по всему Парижу в надежде хоть что-то продать. Но, к сожалению, картины продавались редко. Жена Зборовского, Ханка, терпеливо заботилась об Амедео, закрывая глаза на его непростой характер.

Старания Зборовского в конце концов не прошли даром, и в 1917 году ему удалось устроить для Модильяни выставку в небольшой галерее Берты Вэйль, которой уже давно пришлись по вкусу его картины.

Выставку, к сожалению, нельзя было назвать успешной.

Портрет Зборовского, 1916 год
Портрет Зборовского, 1916 год

Диего Ривера и Модильяни

В конце июня 1911 года мексиканский живописец и политический деятель Диего Ривера приехал в Париж. Вскоре он познакомился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим.

В этот период Ривера написал «Каталонский Пейзаж», который определил новое направление в его творчестве: он открыл для себя совершенно новую технику.

Портрет Диего Ривера, 1914 год
Портрет Диего Ривера, 1914 год

Жан Кокто и Модильяни

Жан Кокто — художник, драматург и писатель — еще один близкий друг Модильяни. Модильяни считал Жана очень талантливым человеком. Он восхищался остротой ума Кокто, его энергичностью и большим творческим потенциалом. Модильяни видел в Кокто непревзойденного художника и поэта. Помимо этого, тот был отличным критиком, драматургом и романистом, автором знаменитых балетов. Многие считали, что именно Жан Кокто основал многие модные течения в одежде того времени, он стал основателем стиля «элегантной богемы». Все эти качества Жана Кокто Модильяни постарался отразить на его портрете.

Портрет Жана Кокто, 1917 год
Портрет Жана Кокто, 1917 год

Макс Жакоб и Модильяни

В 1897 году Макс Жакоб переехал в Париж. Он долго искал себя, одно занятие быстро сменялось другим. Жакоб работал и репортером, и уличным фокусником, и приказчиком, и даже столяром. У него был особый художественный талант: он хорошо разбирался в живописи, писал критические статьи. Макс Жакоб часто посещал выставки, где познакомился с Пабло Пикассо, а позже и с Модильяни.

Друзья Жакоба считали его неоднозначным человеком, выдумщиком и фантазером, любителем мистики.

Жакоба изображали в своих полотнах многие художники, но портрет кисти Модильяни стал наиболее известен.

Портрет Макса Жакоба, 1916 год
Портрет Макса Жакоба, 1916 год

Хаим Сутин и Модильяни

Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Еврей белорусского происхождения, 10-й ребенок в 11-детной семье, он мог рассчитывать только на себя. Первые годы он жил в голоде и нищете, работал в «Улье», общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. У них завязалась очень крепкая, но, к сожалению, непродолжительная дружба из-за ранней смерти Модильяни.

Хаим быстро развил собственную технику и манеру написания картин, и его работы стали значимым вкладом в развитие экспрессионизма.

Из-за постоянного голода у Хаима появилась язва. Его лицо, обрамленное взъерошенными волосами, все время корчилось от боли. Но рисование было его спасением, уводило в другой, волшебный мир, в котором он забывал о пустом болящем желудке.

Портреты кисти Модильяни:

Хаим Сутин, 1916 год
Хаим Сутин, 1916 год

Хаим Сутин, 1915 год
Хаим Сутин, 1915 год

Морис Утрилло и Модильяни

Морис Утрилло — живописец-пейзажист — родился в Париже. Бльшую часть жизни он проработал в Монмартре. Именно Утрилло познакомил Амедео Модильяни с Монмартром. Несмотря на то, что Утрилло был замкнут и молчалив, художники сразу подружились.

С детства бездомный и неприкаянный, в обществе Морис заработал репутацию пьяницы и скандалиста. Вместе с Модильяни они часто хулиганили, за что неоднократно ночевали в полицейских участках.

Подавленный, печальный вид Утрилло вызывал сострадание у Модильяни. Несмотря на то, что Утрилло был бедным художником-самоучкой, Модильяни сразу принял его, увидел в нем родную душу.

Критики оценили работы Утрилло только в 1910-х годах. К 1920 году он прославился на всю страну, получил правительственную награду — Орден Почетного легиона.

Илья Эренбург

Илья Эренбург, русский поэт, прозаик и фотограф, эмигрировал во Францию в 1909 году. В Париже, занимаясь литературной деятельностью и вращаясь в кругах молодых художников, он познакомился с Модильяни. Как и Модильяни, Кокто и другие художники, он проводил вечера в кафе «Ротонда». Эренбургу понадобилось немало времени, чтобы разгадать тайну неугомонного характера Модильяни, которую он описал в «Стихах о канунах» 1915 года:

Ты сидел на низенькой лестнице,
Модильяни.
Крики твои — буревестника, Уловки обезьяньи.
А масляный свет приспущенной лампы,
А жарких волос синева!..
И вдруг я услышал страшного Данта —
Загудели, расплескались темные слова.
Ты бросил книгу,
Ты падал и прыгал,
Ты прыгал по зале,
И летящие свечи тебя пеленали.
О, безумец без имени!
Ты кричал — «Я могу! Я могу!»
И какие-то четкие пинии
Вырастали в горящем мозгу.
Великая тварь —
Ты вышел, заплакал и лег под фонарь.

Илья Эренбург
Илья Эренбург

Модильяни и Маревна (Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская)

Этот необычный псевдоним для Марии придумал Максим Горький, с которым она встретилась в 1911 году в Италии. В 1912 году Мария Воробьева-Стебельская приехала в Париж, поселилась на Монпарнасе. Днем девушка посещала занятия в Русской академии Марии Васильевой, а по вечерам часто заходила в общежитие для художников «Улей», чтобы пообщаться со друзьями-художниками. Среди них был Марк Шагал, Диего Ривера, Хаим Сутин, а также Амедео Модильяни. Позже она написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками “Улья”».

Мария Воробьева-Стебельская, «Друзьям с Монпарнаса посвящается»
Мария Воробьева-Стебельская, «Друзьям с Монпарнаса посвящается». В накидке — Амедео Модильяни в окружении друзей: (верхний ряд слева) Диего Ривера, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, владелец галереи Леопольд Зборовский, (нижний ряд) дочь Маревны и Диего Риверы Марика, сама Маревна и Моисей Кислинг.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Обратная связь Ресурсы

© 2024 Модильяни.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.