Картины серии «Космос» художника Алексея Зимина
Введение. Актуальное искусство и работы старых мастеров
Огромные инсталляции, занимающие целые проспекты; отвратительные скульптуры, гипертрофирующие генетические мутации и уродства; арт-объекты из туалетной бумаги и мусора; шокирующие проекты, давящие на психику и играющие на негативных эмоциях зрителя — все это рассказ о так называемом «актуальном искусстве», единственной целью которого является эпатаж.
Концептуализм и медиа-арт действительно привлекают взгляд, никогда не остаются незамеченными и словно кричат из всех радиоприемников о своем существовании. Вам придется волей-неволей поразмыслить над посылом автора холста, разрисованного, положим, бычьей кровью, но никто не задумался: а нужно ли человечеству такое искусство? Навязанное искусство, «тыкающее носом» в проблему, доказывающее очевидное или просто вызывающее у кого-то ошеломление и удивление, а у кого-то — страх.
Но наконец эпатаж отходит на второй план, а мастера современного арта понимают, что их зрители больше не хотят «хлеба и зрелищ». Мир истерзан и буквально вывернут наизнанку бесконечными войнами, конфликтами и кризисами, а люди живут в постоянном страхе и неизвестности. Именно поэтому искусство обречено на возрождение классических мотивов. Пусть с элементами современности, но от картин молодых художников нового поколения наконец веет уютом, теплом и, главное, надеждой.
Стиль Алексея Зимина. Новое виденье и свежие идеи
Яркое подтверждение вышеупомянутого факта — картины серии «Космос» Алексея Зимина. Но, прежде чем говорить о самой серии, следует упомянуть об индивидуальном стиле художника и его творчестве в целом.
Мастер никогда не оставляет поисков, продолжая пробовать себя в работе с различными стилями и материалами, тем не менее привнося что-то свое в каждое направление. С одной стороны, художник обращается и к абстракции, и к авангарду, отдавая дань современным течениям или искусству, которое было популярно во второй половине XX века, а с другой — почитает работы старых классиков, забирая из их работ незыблемые истины, переданные кистями и красками, но понятные каждому зрителю без слов.
«Искусство», — полагает Алексей — «должно оставаться человечным и существовать для людей, ради людей, а человек должен вступать в диалог с творцом, хотя бы потому что это единственный способ понять его душу, ведь душа — она на полотне, обнаженная и живая». Трудно не согласиться с художником, ведь в какой-то степени причина возникновения вышеупомянутого актуального искусства — желание зрителя бродить по выставкам, часами разглядывать полотна, хотя интернет предоставляет самые широкие возможности.
На картины Алексея Зимина нужно смотреть, анализируя каждую деталь, восхищаясь каждым мазком, подходить почти вплотную к холсту. Задумка автора редко очевидна, а эстетическое наслаждение, которое получает зритель, восхищаясь картиной целиком, а после медленно, шаг за шагом «погружаясь» в нее, чтобы запомнить каждую совершенную деталь, трудно передать словами.
«Космическая» серия. Общее впечатление и техника
Такова и «космическая» серия, сыгравшая большую роль в карьере художника и в перспективе дающая ему дорогу на западные рынки, ведь отечественные критики уже признали мастерство и талант творца, создавшего эти полотна.
Написаны картины маслом, которое, кстати говоря, является одним из самых сложных «рабочих инструментов» любого художника, зато добавляет картине визуального величия и эстетики.
Художественное направление, избранное Зиминым, в случае с данной серией определить невозможно, ведь работы сочетают в себе столько течений разных эпох, что хочется говорить о чем-то совершенно новом и незабываемо прекрасном. Так причудливо переплетаются современность и прошлое, свет и тень, абстракция и ясность, когда Алексей берет в руки кисточки и палитру, что невольно восхищается и самый искушенный ценитель современного искусства.
Почему Алексей Зимин поднимает «космическую» тему?
«Космическую» тему художник поднимает неслучайно. Издревле люди задавались вопросом: а что же находится там, за пределами нашей голубой планеты? И даже сейчас, в век компьютерных технологий, Интернета и запусков сверхскоростных ракет, космос продолжает увлекать человечество, заставляя не только восхищаться его бесконечностью и красками, но и задумываться о вечном, прекрасном, незыблемом. Туманности, звездные скопления и огромные космические пустыни, спиралевидные галактики и хвосты комет, реликтовое излучение и нейтронные звезды — так неизмеримо великолепны космические просторы, что неудивительно — многие художники решили обратиться к данной теме, и Алексей не стал исключением.
Почему же именно космос? Начнем с загадки, которую несет в себе вечная пустыня с раскиданными словно бы случайно чьей-то сильной рукой то тут, то там звездами. Алексей Зимин определённо любит шарады и ребусы, и он уже ни раз доказывал это, преподнося своим зрителям незаконченные картины или заставляя их вглядываться в абстракции в поисках верного решения. Здесь — загадка принципиального иного уровня, ведь перед публикой предстает собственное виденье человека, вдохновленного неизведанным.
Вторая причина — любовь мастера к красоте цветовой палитры, эстетика которой четко просматривается во всех работах серии. Стоит обратить внимание на необычный эффект, которого Алексею удалось добиться при создании полотен. С одной стороны, зритель видит сочетание холодных и темных оттенков: синего, грязно-белого, черного и фиолетового, но с другой — от картин веет каким-то странным, почти необъяснимым теплом.
Космос — ледяная пустыня, и с технической точки зрения художник отлично передает это в фонах, но почему-то не хочется поежится и пройти мимо, лишь мельком взглянув на картины, ведь вызывают они исключительно положительные эмоции. Возможно, дело в приятной технике и ненавязчивых мазках, возможно — в индивидуальном стиле художника. Зимину удалось добиться удачного сочетания цветов и оттенков, вдохнуть в космос жизнь, которой ему так не хватало.
Теперь же, поговорив о самой серии, обратимся к каждой из картин и рассмотрим задумку художника немного подробнее, ведь все три полотна достойны отдельного сочинения.
«Туманность»
Итак, первая картина получила название «Туманность» не случайно — изображена на ней, на первый взгляд, абстракция, размытая картинка, не дающая под разными углами вне названия никакого представления о нарисованном.
Но стоит обывателю взглянуть на известные снимки NASA или фотографии, сделанные через увеличительные линзы мощнейших телескопов, как сразу вспоминаются огромные звездные скопления — туманности.
Фиолетовое ядро туманности словно окружено ее собственным реликтовым излучением, которое здесь выполнено в белом цвете. Последнее словно проваливается во тьму и неровными вкраплениями, похожими на кляксы или перьевые облака, прорывается сквозь нее, защищая обитаемую частичку космоса от губительного холода бесконечной замерзающей пустыни. Словно легкое перышко, парит туманность во всеобъемлющем постоянно расширяющемуся пространстве, а оно черной мантией накрывает яркие звезды, блекло поблескивающие на периферии полотна.
Стоит обратить особое внимание на цветопередачу и краски, использованные художником при создании самого звездного скопления: как точно и достоверно Алексей Зимин передает весь спектр оттенков, которые мы наблюдаем разве что на отредактированных снимках, как удивительно разнообразна палитра мастера.
«Обитаемая планета»
Вторая картина носит название «Обитаемая планета». Нетрудно догадаться, что на ней художник изобразил Землю с ее вечной спутницей — Луной. И здесь автор отличился: хочется говорить о светотени снова и снова. Вдруг среди темного полотна появляется яркая голубая планета, а внимательный зритель рассмотрит изображения вихревых потоков, материков и циклонов, благодаря которым зритель понимает: это место — живое. Земля словно светится: во все стороны расходятся золотистые лучи, которые словно бы освещают Луну, скрытую тенью.
Замысел этой картины состоит в одиночестве нашей крошечной планеты в масштабе необъятных космических просторов, в потерянности человечества на полотне бесконечной вселенной и его микроскопичность в океане вечности.
«Обитаемая планета» предлагает поразмышлять об иной жизни, которую, возможно, человечеству однажды повезет отыскать среди горячих нейтронных звезд и раскаленных белых карликов. Один взгляд на картину заставляет задаваться философским вопросом, высказанным однажды Бернардом Вербером: «А что, если мы — совсем одни во Вселенной?». Ведь если «в безграничном космосе нет больше ничего живого и наделенного разумом, то мы — это последний шанс», последняя надежда Вселенной. «Во многом мысль о том, что инопланетян нет, вселяет куда больше тревоги, чем о том, что они есть», ведь в этом случае на наши плечи — плечи человечества — ложится огромная ответственность: сохранить жизнь на нашей планете, чтобы в космосе оставался хоть маленький оазис тепла и света. Такой же прекрасный, каким его удалось изобразить Алексею Зимину.
«Сквозь облака»
Еще одно полотно серии называется «Сквозь облака». Изображена здесь ракета, прорывающаяся сквозь атмосферу прямиком в космос. Привлекает картина, в первую очередь, расширенным пространством. В облаках, золотистых звездах, иссиня-черном космосе есть ощущение свободы и безграничности. Ракета будто вырывается из заточения и, преодолев все препятствия, оказывается там, где никто не может загнать ее в рамки и условности.
Отдельно упомянуть стоит ощущение «объёмности» композиции, создающееся у зрителя. Благодаря «светящемуся» голубому излучению планеты на заднем плане, кучевым облакам в атмосфере и «хвосту» ракеты, напоминающему дым, создается впечатление, что вы не просто смотрите на картину, в сами парите на орбите Земли, касаясь кончиками пальцев пушистых облаков.
И вновь теплое золото звезд на черном фоне отсылает зрителя к классикам живописи, использовавшим теплые, мягкие оттенки и знавшим, как завлечь публику одной лишь светотенью, но явно «космические» мотивы работы возвращают в современность, где по-прежнему существуют люди, мечтающие о покорении космоса, люди, которые десятилетиями хотят оторваться от Земли.
Общие выводы. Погружение в картину
Серия картин Алексея Зимина о космосе — отражение его авторского видения свободы, одиночества, бесконечности, борьбы света и тьмы, а зрители могут часами рассматривать его полотна, словно бродя по самым потаенным закоулкам души автора, ведь вся она здесь — вылита красками на холсты и рассказана, словно старая сказка.
Таким образом, полотна Зимина заставляют зрителя невольно задумываться над философскими вопросами, одновременно восторгаясь техничностью, цветовой палитрой и эстетикой работ, которые позволяют полностью погрузиться в себя и почувствовать, что вы — часть вечности.