Главная / Творческое наследие Модильяни / Портреты
Портреты Модильяни: живопись души
Человек — вот что меня интересует.
Амедео Модильяни
Человеческие лица Модильяни называл лучшим созданием природы. Большинство его работ — как живописных, так и скульптурных — изображения лиц, голов.
Неповторимую манеру Модильяни легко узнать — удлиненные шеи и лица, иногда — пустые глазницы.
Тайна пустых глазниц
«Портрет мадам Сурваж», 1918 год
«Макс Якоб», 1916 год
По поводу пустых глаз есть много догадок. Сценаристы фильма «Модильяни» вложили в уста художника такое объяснение: глаза он рисует тогда, когда узнаёт душу человека. Интересная идея, которая, впрочем, не объясняет пустые глазницы на его автопортрете.
Некоторые утверждают, что глазницы на его полотнах не пустые, а заполнены небесной голубизной — символом небесной бесконечности души. Другие же предполагают, что Амедео хотел отвлечь внимание зрителя от глаз, и показать, что не только они могут быть зеркалом души.
Уловить и передать суть
Модильяни стремился отразить на портрете внутреннюю суть человека. Он был безжалостен к своим героям, обостряя или, наоборот, сглаживая черты лица, он обнажал душу своей модели. Не красивую и не уродливую — а такую, какой он ее видел.
Амедео часто рисовал по памяти: стоило ему недолго посмотреть на человека, и он принимался за картину, ни разу больше не взглянув на модель.
Так, для портрета мадам Сурваж Модильяни понадобилось, чтобы она просто села за рояль и сыграла что-нибудь на свой вкус. Он наблюдал, пока она играла, после чего остановил ее и принялся быстро рисовать. Картина была готова уже на второй день.
Портреты Модильяни и фото моделей
Каким Модильяни видел себя: автопортрет
Таким сохранился образ Модильяни на фотопленке:
А таким он изобразил себя на холсте:
Еще один автопортрет — в образе Пьерро:
Портреты Пабло Пикассо
Фото:
Два портрета, написанных в 1915 году:
Портреты Леопольда Зборовского
Друг и арт-агент Амедео, Леопольд Зборовский, был юн душой и романтичен — именно таким он предстает на полотнах художника. Возможно, разные глаза на портретах — воплощение двойственности натуры поэта.
Полотно 1916 года
1917 год
1918 год
Ханка Зборовская
Ханка — жена Леопольда.
На фото — Ханка Зборовская
«Портрет мадам Зборовской», 1917 год
«Мадам Зборовская со сложенными руками», 1917 год
«Портрет Анны Зборовской», 1917 год
Еще один портрет 1917 года
Портрет 1919 года
Портреты Жанны Эбютерн
Жанна Эбютерн — Любовь Амедео Модильяни. Именно так, Любовь с заглавной. На следующий день после смерти Амедео она, не вынеся горя, выбросилась из окна.
На фото Жанна Эбютерн
Три портрета 1917 года:
«Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем»
«Жанна Эбютерн с ожерельем»
«Жанна Эбютерн в красной шали»
Некоторые работы 1918 года:
«Жанна Эбютерн»
«Жанна Эбютерн»
«Портрет Жанны Эбютерн»
«Портрет Жанны Эбютерн»
«Портрет Жанны Эбютерн»
Леон Идельбаум
Фото:
Портрет:
Беатрис Гастингс
У Беатрис Гастингс был роман с Амедео, продлившийся около 2 лет.
Фото:
Портреты:
«Беатрис Хастингс», 1914 год
«Беатрис Хастингс, опираясь на локти», 1914 год
«Беатрис Хастингс», 1915 год
«Беатрис Хастингс», 1915 год
«Беатрис Хастингс, сидя», 1915 год
«Портрет Беатрис Хастингс», 1915 год
«Портрет Беатрис Хастингс», 1915 год
«Портрет Беатрис Хастингс у двери», 1915 год
«Портрет Беатрис Хастингс», 1916 год
«Портрет Беатрис Хастингс», 1916 год
«Портрет Беатрис Хастингс», 1916 год
Мадам Помпадур
Модильяни не рисовал исторических персонажей. Исключение он сделал только для официальной фаворитки Людовика XV, маркизы де Помпадур:
«Мадам Помпадур», 1914 год
Блез Сандрар
Фото:
Портреты:
«Портрет Блеза Сендрара», 1917 год
Хаим Сутин
Фото:
Портреты:
«Портрет Хаима Сутина», 1915 год
«Хаим Сутин», 1916 год
«Портрет Хаима Сутина», 1917 год
Франц Элленс
Фото:
Полотно Модильяни:
«Франц Элленс», 1919 год