Главная / Творческое наследие Модильяни / Ню
Чувственное ню кисти Модильяни
Полотна ню кисти Модильяни наполнены чувственностью и поэтичностью. Картины с обнаженными женскими образами составляют весомую часть наследия художника.
Плавными, изящными линиями Амедео выписывал женские силуэты. В теплых, мягких красках телесная красота переплетается с красотой духовной: в этой гамме чувств и эмоций таится суть таланта Модильяни.
Некоторые критики считают, что первыми работами в жанре ню были эскизы обнаженной Анны Ахматовой.
Первая и единственная выставка
Самыми яркими произведениями в жанре ню стали 26 картин, написанных с 1916 по 1919 год по предложению Леопольда Зборовского. Леопольд, агент Модильяни, надеялся с их помощью привлечь внимание к творчеству художника.
Зборовский организовал выставку полотен с обнаженными женщинами в художественном магазине Берты Вайль: чтобы привлечь публику, он вывесил пару картин на витрину. Однако он не учел, что витрина располагалась сразу напротив полицейского участка. Комиссар тут же вызвал владелицу магазина в участок. Позже Берта Вайль будет вспоминать:
«Я перехожу улицу под выкрики и шуточки толпы и поднимаюсь по ступенькам в полицейский участок. Бюро комиссара полно «клиентов». Я спрашиваю: «Вы меня вызывали?» — «Да! И я приказываю Вам немедленно снять всю эту дрянь!»
Я отваживаюсь на замечание: «Но есть знатоки, которые отнюдь не разделяют Вашего мнения. Что же такого плохого в этих обнаженных?» — «Эти голые! У них срамные волосы! Если вы тотчас же не выполните мой приказ, я прикажу моим полицейским конфисковать все!»
А я, с трудом сдерживая улыбку, подумала: «Что за идиллия! Каждый полицейский с прекрасной обнаженной в руках!». Я тотчас же закрыла галерею, а находящиеся внутри приглашенные гости помогли снять картины».
Идея Зборовского не сработала: было продано всего 2 картины, и то одну вернули через 2 дня.
Вот несколько полотен, ставших причиной скандала:
«Прекрасная римлянка», 1917 год
«Стоящая обнаженная», 1911 год
«Сидящая обнаженная», 1916 год
«Обнаженная на белой подушке», 1917 год
Возлюбленная Модильяни и его обнаженные натурщицы
К слову, Амедео к тому времени уже не был бездомным: вместе с Жанной Эбютерн он жил в съемной 2-комнатной квартире. Жанна обожала Амедео, мирилась с его безудержной, разгульной, шумной жизнью, покорно следовала за ним и соглашалась с любым его решением. Ему нужно написать несколько десятков обнаженных женских тел, оставаясь подолгу наедине с каждой чаровницей? Ничего страшного, значит, так нужно!
Подруга Амедео Люния Чеховская вспоминает о тех временах:
«Вы только представьте себе, что творилось с дамами при виде шагающего по бульвару Монпарнас с этюдником наперевес красавца Модильяни, одетого в серый велюровый костюм с торчащим частоколом цветных карандашей из каждого кармана, с красным шарфом и в большой черной шляпе. Я не знаю ни одной женщины, которая отказалась бы прийти к нему в мастерскую!»
Поучения престарелого Ренуара
Позже Модильяни еще не раз возвращался к ню, делая портреты случайных натурщиц и вызывая волны критики. Но Амедео отвечал, что его привлекает не поверхностная телесная красота, а духовная. Как же такая красота может быть бесстыдной?
В 1919 году Модильяни даже повздорил с престарелым Огюстом Ренуаром, который почему-то решил, что молодой гений просит у него совета, как правильно писать обнаженную натуру:
«Когда вы пишете обнаженную женщину, вы должны как бы ласкать кисточкой ее обольстительный зад… Нежно-нежно водить кисточкой по холсту, как будто лаская…»
На это Модильяни резко ответил:
«Я не собираюсь гладить кисточкой женские задницы. Меня вообще не интересуют зады!»
И в чем-то он был прав — его привлекало не ренуаровское сладострастие, а внутренняя женская красота.
Поздняя слава
Публика и критики оценят по достоинству обнаженных Модильяни много позже, после смерти художника. Почтив память гения, благодарные поклонники начнут проводить аукционы, делая на работы ню начальные ставки в миллионы долларов. Одно из наиболее известных полотен — «Прекрасная римлянка», которая в 2010 году стала самой дорогой картиной Модильяни.