Главная / Окружение Модильяни / Друзья
Окружение и друзья Амедео Модильяни
Амедео Модильяни всегда легко сходился с людьми, быстро заводил новых друзей. Он умел слушать, был отзывчив и добр, быстро привязывался и открывал свое сердце. Внутреннее чутье редко подводило: он всегда заводил дружбу с людьми, невероятно близкими ему духовно. Так у него завязались отношения с Оскаром Гилья, Леопольдом Зборовским, Жаном Кокто, Максом Жакобом, Пабло Пикассо и другими.
Пабло Пикассо и Модильяни
Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон
Портрет Пабло Пикассо, 1915 год
Модильяни впервые встретил Пикассо, когда в 1906 году приехал в Париж. Их пути часто пересекались во время Первой мировой войны: когда большинство общих друзей ушло на фронт с французской армией, они остались в Париже. Модильяни, хотя и не был французом, как и Пикассо, хотел пойти на фронт, но ему отказали по состоянию здоровья.
Обычным местом встреч Пикассо и Модильяни было кафе «Ротонда» — одно из самых популярных заведений среди богемы. Художники проводили там часы в задушевных беседах. Пикассо восхищался чувством стиля, который был присущ Модильяни, и даже сказал однажды, что Модильяни был чуть ли не единственным его знакомым, знающим толк в моде.
Оба художника были неравнодушны к африканскому искусству, что впоследствии отразилось на их творчестве.
Сценаристы фильма «Модильяни» указывают на якобы сильную конкуренцию между художниками, однако воспоминания друзей это не подтверждают. Пикассо и Модильяни не были лучшими друзьями, однако идея об их соперничестве выдумана для придания контраста сюжетной линии.
Леопольд Зборовский и Модильяни
Амедео Модильяни познакомился со Зборовским в непростое время. Шел 1916 год, война, и мало кто покупал картины даже известных художников. Никому не было дела до молодых талантов, Модильяни ничего не зарабатывал и практически голодал.
Польский поэт Леопольд Зборовский проникся творчеством Модильяни сразу же, когда впервые увидел картины. Они стали близкими друзьями. Зборовский настолько поверил в большое будущее Модильяни, что поклялся во что бы то ни стало сделать его знаменитым художником. Выделив в своем доме самую большую комнату под мастерскую для художника, он мотался без устали по всему Парижу в надежде хоть что-то продать. Но, к сожалению, картины продавались редко. Жена Зборовского, Ханка, терпеливо заботилась об Амедео, закрывая глаза на его непростой характер.
Старания Зборовского в конце концов не прошли даром, и в 1917 году ему удалось устроить для Модильяни выставку в небольшой галерее Берты Вэйль, которой уже давно пришлись по вкусу его картины.
Выставку, к сожалению, нельзя было назвать успешной.
Портрет Зборовского, 1916 год
Диего Ривера и Модильяни
В конце июня 1911 года мексиканский живописец и политический деятель Диего Ривера приехал в Париж. Вскоре он познакомился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим.
В этот период Ривера написал «Каталонский Пейзаж», который определил новое направление в его творчестве: он открыл для себя совершенно новую технику.
Портрет Диего Ривера, 1914 год
Жан Кокто и Модильяни
Жан Кокто — художник, драматург и писатель — еще один близкий друг Модильяни. Модильяни считал Жана очень талантливым человеком. Он восхищался остротой ума Кокто, его энергичностью и большим творческим потенциалом. Модильяни видел в Кокто непревзойденного художника и поэта. Помимо этого, тот был отличным критиком, драматургом и романистом, автором знаменитых балетов. Многие считали, что именно Жан Кокто основал многие модные течения в одежде того времени, он стал основателем стиля «элегантной богемы». Все эти качества Жана Кокто Модильяни постарался отразить на его портрете.
Портрет Жана Кокто, 1917 год
Макс Жакоб и Модильяни
В 1897 году Макс Жакоб переехал в Париж. Он долго искал себя, одно занятие быстро сменялось другим. Жакоб работал и репортером, и уличным фокусником, и приказчиком, и даже столяром. У него был особый художественный талант: он хорошо разбирался в живописи, писал критические статьи. Макс Жакоб часто посещал выставки, где познакомился с Пабло Пикассо, а позже и с Модильяни.
Друзья Жакоба считали его неоднозначным человеком, выдумщиком и фантазером, любителем мистики.
Жакоба изображали в своих полотнах многие художники, но портрет кисти Модильяни стал наиболее известен.
Портрет Макса Жакоба, 1916 год
Хаим Сутин и Модильяни
Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Еврей белорусского происхождения, 10-й ребенок в 11-детной семье, он мог рассчитывать только на себя. Первые годы он жил в голоде и нищете, работал в «Улье», общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. У них завязалась очень крепкая, но, к сожалению, непродолжительная дружба из-за ранней смерти Модильяни.
Хаим быстро развил собственную технику и манеру написания картин, и его работы стали значимым вкладом в развитие экспрессионизма.
Из-за постоянного голода у Хаима появилась язва. Его лицо, обрамленное взъерошенными волосами, все время корчилось от боли. Но рисование было его спасением, уводило в другой, волшебный мир, в котором он забывал о пустом болящем желудке.
Портреты кисти Модильяни:
Хаим Сутин, 1916 год
Хаим Сутин, 1915 год
Морис Утрилло и Модильяни
Морис Утрилло — живописец-пейзажист — родился в Париже. Бльшую часть жизни он проработал в Монмартре. Именно Утрилло познакомил Амедео Модильяни с Монмартром. Несмотря на то, что Утрилло был замкнут и молчалив, художники сразу подружились.
С детства бездомный и неприкаянный, в обществе Морис заработал репутацию пьяницы и скандалиста. Вместе с Модильяни они часто хулиганили, за что неоднократно ночевали в полицейских участках.
Подавленный, печальный вид Утрилло вызывал сострадание у Модильяни. Несмотря на то, что Утрилло был бедным художником-самоучкой, Модильяни сразу принял его, увидел в нем родную душу.
Критики оценили работы Утрилло только в 1910-х годах. К 1920 году он прославился на всю страну, получил правительственную награду — Орден Почетного легиона.
Илья Эренбург
Илья Эренбург, русский поэт, прозаик и фотограф, эмигрировал во Францию в 1909 году. В Париже, занимаясь литературной деятельностью и вращаясь в кругах молодых художников, он познакомился с Модильяни. Как и Модильяни, Кокто и другие художники, он проводил вечера в кафе «Ротонда». Эренбургу понадобилось немало времени, чтобы разгадать тайну неугомонного характера Модильяни, которую он описал в «Стихах о канунах» 1915 года:
Ты сидел на низенькой лестнице,
Модильяни.
Крики твои — буревестника, Уловки обезьяньи.
А масляный свет приспущенной лампы,
А жарких волос синева!..
И вдруг я услышал страшного Данта —
Загудели, расплескались темные слова.
Ты бросил книгу,
Ты падал и прыгал,
Ты прыгал по зале,
И летящие свечи тебя пеленали.
О, безумец без имени!
Ты кричал — «Я могу! Я могу!»
И какие-то четкие пинии
Вырастали в горящем мозгу.
Великая тварь —
Ты вышел, заплакал и лег под фонарь.
Илья Эренбург
Модильяни и Маревна (Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская)
Этот необычный псевдоним для Марии придумал Максим Горький, с которым она встретилась в 1911 году в Италии. В 1912 году Мария Воробьева-Стебельская приехала в Париж, поселилась на Монпарнасе. Днем девушка посещала занятия в Русской академии Марии Васильевой, а по вечерам часто заходила в общежитие для художников «Улей», чтобы пообщаться со друзьями-художниками. Среди них был Марк Шагал, Диего Ривера, Хаим Сутин, а также Амедео Модильяни. Позже она написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками “Улья”».
Мария Воробьева-Стебельская, «Друзьям с Монпарнаса посвящается». В накидке — Амедео Модильяни в окружении друзей: (верхний ряд слева) Диего Ривера, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, владелец галереи Леопольд Зборовский, (нижний ряд) дочь Маревны и Диего Риверы Марика, сама Маревна и Моисей Кислинг.